Адаптационный период для первоклассника в школе.
Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У первоклассника изменились социальное окружение и система деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требовании учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Задачи адаптационного периода: 1. помочь ребенку вжиться в позицию школьника (показать различие: школьник - не школьник);2. ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии; 3. научить ребенка задавать вопрос (развивать решимость); 4. подготовить родителей к новой роли - родителя школьника. Психологическое обеспечение адаптационного периода.
Процесс адаптации первоклассника занимает 2 месяца.
Психолог изучает уровень развития первоклассников, наблюдает за ними и определяет как идет школьная адаптация. Действия учителя в тревожный адаптационный период:
1. снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе;
2. познакомить детей друг с другом и классным руководителем;
3. познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;
4. познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.
Важным этапом адаптационного периода является совместная подготовка классными руководителями и психологом первого в учебном году родительского собрания.
Задачи первого родительского собрания:
1. снять некоторое напряжение родителей, вызванное опасениями, связанными с предстоящим учебным годом и индивидуальными трудностями ребенка;
2. поделиться с родителями впечатлениями классного руководителя об атмосфере в классе, его особенностях, трудностях;
Динамика адаптационного периода первоклассников.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым.
1 этап адаптационного периода (длительность: примерно 1 неделя): учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе; дает возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества; 2 этап адаптационного периода: работа над режимом дня школьника: ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками; 3 этап адаптационного периода: учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего этого можно достичь. 4 этап адаптационного периода: этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников (слишком медлительные или слишком импульсивные, слишком тревожные и т.д.). Самым непростым делом для первоклассника, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, друг на друга, искать доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. Учитель обращает внимание, на сколько по-школьному, работают дети, и какие правила школьной жизни помогают им справить с заданиями; 5 этап (заключительный) адаптационного периода: ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения.
Значимым моментом этого периода являются родительские собрания. Учитель проясняет ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, знакомит с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода. |